Недостатки теорий интернационализации предпринимательской деятельности

1 марта, 2016

Теории интернационализации предпринимательской деятельности можно использовать лишь ограниченно для развития конкретной стратегии интернационализации. Даже если теория интернационализации и эклектическая теория связаны между собой несколькими аспектами, доныне не создано общей теории интернационализации. Лишь на основе выводов теорий форм интернационализаций (GAINS) и макроэкономической теории прямых иностранных инвестиций, которые исследуют влияние возникновение ТНК на международную торговлю и размежевывают между ориентированными и неориентируемыми на торговлю прямыми инвестициями, не может развиться целостная теория интернационализации.

В представленных теориях, за исключением эклектической теории Дж. Даннинга, осуществлен частичный анализ, поэтому с их помощью можно объяснить лишь частичные аспекты интернационализации предприятий. За исключением теории Дж. Йохансона, Дж. Валне и Дж. Даннинга, они не могут объяснить процесс интернационализации предприятий.

Много теорий интернационализации базируются на том, что прямые инвестиции являются наивысшей формой интернационализации. Однако этому выводу противоречит растущее значение таких форм международного сотрудничества, как стратегические альянсы, сети франчайзинг, виртуальные предприятия.

Теории интернационализации в меньшей мере подают модели принятия решений, а по большей части занимаются объяснениями. Поэтому они лишь ограниченно могут помогать в организации международных процессов обмена товарами и координации деятельности.

Взаимосвязь между выдающимися факторами, перечисленными в научной литературе, есть или полностью непонятой, или неконкретной. Имеется лишь перечень произвольного количества переменных, которые играют определенную роль для процесса интернационализации.

Большинство подходов ориентировано бинационально (отечественная - зарубежная страна) и не дают объяснения в скольких странах должно работать предприятие и как следует строить предпринимательско-экономическую сеть между разными государствами.

Почти все теории рассматривают предприятие как единицу. В случае предприятия с широкой номенклатурой не следует брать за основу предприятие в целом, если имеются разные степени интернационализации на разнообразные товарные группы. В этом случае целесообразно разделить предприятие на отдельные товарные подразделения, которые должны быть для теорий особенными объектами познания.

Большинство теорий являются статическими или относительно статическими. Процессы интернационализации остаются по большей части неучтенными. Дальнейшей проблемой является недостаток конкретного концептуального подхода для генерирования стратегий интернационализации.

Невзирая на эти недостатки, теории интернационализации дают возможность проанализировать сильные и слабые стороны предприятия и его окружающую среду. На основе многих трактовок теорий интернационализации можно определить важнейшие факторы для анализа особенных ситуаций на предприятии. Ввиду того, что каждое предприятие имеет ряд характерных для него предпринимательских особенностей и особенностей окружающей среды, использование перечня критериев для анализа сильных и слабых сторон предприятия и анализа внешней среды является проблематичным.

Поделиться:

Фото: иллюстрация, shutterstock.com / Getty Images