Как правильно выбрать лодочный мотор

13 декабря, 2014
Покупатель, решивший приобрести лодочный мотор и лодочные запчасти, сталкивается с огромным количеством моторов различных производителей и различных мощностей.

При выборе необходимо отдельно рассматривать характеристики каждого лодочного мотора, оценивать насколько верно он соответствует условиям будущей эксплуатации. От правильного решения этой задачи напрямую зависят безопасность и экономичность плавания. Необходимо также обязательно ознакомиться с паспортными данными имеющейся лодки или катера, выяснить характерный размер транца, который можно будет сопоставить с данными двигателя.


Обычно подходящая длина ноги обозначена в инструкции, прилагаемой к вашей лодке. Длина ноги стандартная и может быть следующей:
Длина ноги     Необходимая высота транца
Короткая     нога 381 мм- 15’
Длинная     нога 508 мм- 20’
Очень длинная     нога 635 мм- 25’

После установки двигателя окончательно проверьте, все ли в порядке:
антикавитационная плита двигателя должна быть расположена на 25-50 мм ниже,
чем самая низкая точка транца.

Все подвесные лодочные моторы бывают двух типов: двухтактные и четырехтактные модели.
  Для начала рассмотрим принцип работы двигателей.
Тактом рабочего цикла двигателей внутреннего сгорания (ДВС) является ход поршня от одной крайней точки до другой. Один такт соответствует 180-градусному повороту коленчатого вала.
При 4-тактном процессе рабочий цикл осуществляется за два оборота вала.
 При 2-тактном – за один.

Однозначного ответа, какой из моторов лучше, Вы не найдете ни в одной из книг. Ни на одном из форумов.
Четкого ответа действительно нет. Приоритет и оценка характеристик совершенно индивидуальны для каждого конкретного человека.
И у тех и у других типов двигателей есть свои поклонники.

    Если у кого-то проблемы со спиной, то основная характеристика по выбору – вес.
    Кого-то может раздражать вибрация.
    Кого-то шум работы двигателя.
    Некоторые люди считают сэкономленные на разнице расхода топлива финансы.
    Другие не имеют возможности перевозить капризный к перевозкам 4-х тактник в нужных положениях.
    Для кого-то важны выигранные доли секунд при старте на полном газе.
    А у кого-то и со спиной все в порядке, и ничего не раздражает. Просто ограничен в финансах. Но, тем не менее, собирается покупать себе лодочный мотор не по любви к тому или иному типу ДВС, а "по-любому”. Потому, что без рыбалки не может. Главное раздражение такого человека – отсутствия лодочного двигателя как такового.

Нельзя сказать, что один лучше, а другой хуже.
Выбор того или иного типа зависит от области применения мотора. Двухтактные двигатели более распространены. В большинстве случаев параметров их работы вполне достаточно для любых нужд.
Однако там, где требуется повышенная экономичность и "чистота” эксплуатации, минимальные шум и вибрация, можно обратить внимание на четырехтактные модели.
Больший вес в большинстве случаев окупается этими достоинствами, а меньший расход топлива при интенсивной эксплуатации за 2-3 года сведет на нет и разницу в цене.

Если Вы занимаетесь рыбалкой и передвигаетесь на небольшие расстояния, то Вам будет достаточно мотора в 2-3 л.с.
Если Вы хотели бы кататься на водных лыжах, то мощность мотора должна быть не менее 30 л.с.
В тоже время, при покупке морского катера, Вы можете остановить свой выбор на моторе в 250 л.с. Также необходимо учитывать требования к мощности лодочных моторов, которые предъявляют производители лодок и катеров. Мощность не должна превышать максимальную, указанную в паспорте лодки. Также важно помнить о том, что с увеличение мощности двигателя, падает его экономичность (например, мотор 250 л.с. потребляет до 90 литров бензина в час).
Выбор ЭКОНОМИЧНЫЙ – мощность двигателя около 60% от максимально возможной для вашей лодки. Это действительно выбор экономии и безопасности. С таким двигателем лодка идет довольно медленно с полным баком, но налегке достигает 60-70% от максимально возможной скорости.
Выбор ОПТИМАЛЬНЫЙ – мощность двигателя около 80% от максимально возможной. В этом случае вы имеете: самый высокий уровень безопасности на борту, разумное потребление топлива, почти максимальный уровень эксплуатации (разница 10% от максимума не является существенной, если вы, конечно, не участвуете в гонках). Это значительно продлевает срок эксплуатации вашей лодки.
При таком выборе двигателя лодка проявит себя наилучшим образом.
Выбор ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ – мощность двигателя достигает 100% от максимально возможной. При таком выборе ваша лодка будет работать НА ГРАНИ ВСЕГО: безопасности, изнашивания и т. д. Это преимущественно гоночный выбор, а также для тех, кто любит экстремальные ситуации, волосы, развивающиеся на ветру, и обычно берет от жизни ВСЕ! Это действительно потрясающее ощущение, но только в том случае, если вы достаточно опытны в управлении лодкой.

Использование лодки с двигателем, мощность которого менее 40% от максимально возможной, также возможно. Но только если эксплуатационные качества для вас не важны, и вы любите наслаждаться другими вещами. Природа так прекрасна, если не очень тревожить ее!
Мощность двигателя на грани 100%:
Использование лодки с мощностью двигателя более, чем позволяет максимальная мощность двигателя, является противозаконным и опасным. Подумайте, пожалуйста, дважды перед тем, как принять решение, так как от этого зависит ваша жизнь и жизнь тех, кто находится рядом с вами в лодке. Используя лодку с перегруженным двигателем, вы теряете гарантийные обязательства на нее и можете иметь серьезные проблемы с законом.
 

Дополнительные "лошади” не обеспечат существенного прироста скорости, а лишь вызовут чрезмерное волнообразование. Кроме того, в водоизмещающем режиме излишне мощный двигатель притопит корму лодки и даже при небольшом волнении опасность захлестывания резко возрастет. Напротив, недостаток мощности двигателя для глиссирующей лодки не позволит ей развить максимальную скорость или даже вовсе выйти на глиссирование при большой нагрузке.

Условие для вывода на глиссирование:

отношение мощности (в л.с.) к общему весу лодки (в кг) должно в общем случае превышать 1/25, для лодок, имеющих хорошо выраженный киль (килевых) – 1/20, для лучших моделей лодок, оптимизированных для глиссирования – 1/35.
 Однако необходимо соблюдать и меру – при избыточной мощности глиссирующая лодка может оказаться недостаточно устойчивой (резко возрастет риск опрокидывания, которое часто приводит к фатальным последствиям).

Были выработаны специальные рекомендации (за рубежом они сведены в стандарт), ограничивающие мощность устанавливаемого двигателя в зависимости от произведения длины лодки (L) на максимальную ширину транца (B) (кормовой пластины, на которой крепится двигатель).

Так, к примеру, ограничения для лодок с размерами LxB составляют: 3×1,18 м – 3 л.с., 4×1,4 м – 30 л.с. По этим же рекомендациям для лодки размерами 4,6×1,8 м можно получить сравнительно большие 85 л.с., но… Есть еще один фактор, согласно которому предельная мощность ограничивается и прочностными характеристиками корпуса, который может пострадать от сильных и частых ударов о волны. Поэтому, определяя максимально допустимую мощность устанавливаемого двигателя, обязательно ознакомьтесь с ограничениями, указанными в паспорте лодки или катера.

Если экономичность не выдвигается владельцем на первый план, а требуется, прежде всего, высокая скорость, можно применить мотор большей мощности. Но для каждого судна существует предел мощности по условиям безопасности. Дело в том, что при росте скорости судна возрастают и силы, действующие на корпус. При превышении некоего безопасного порога эти силы могут вызвать опрокидывание лодки или разрушение её корпуса.

Необходимо сделать небольшое отступление, по поводу отечественной и зарубежной маркировки моделей и определения их мощности.  Отечественные лодочные моторы до последнего момента выпускались с указанием в паспорте (и марке модели) максимальной мощности НА ВАЛУ двигателя, а все зарубежные – непосредственно НА ВИНТЕ или ГРЕБНОМ ВАЛУ. С учетом потерь (в редукторе и т.п.) у отечественных моторов мощность на гребном валу (которая собственно и "толкает” лодку) может оказаться ниже, чем у "аналогичных” зарубежных моделей. Поэтому сравнивая моторы, следует всегда уточнять, о какой именно мощности идет речь.

 В отличие от применяемой ранее системы зажигания, в которой использовался контактный прерыватель, с недостаточно сильной искрой, бесконтактная электронная система зажигания вырабатывает сильную искру и обеспечивает более надежный запуск двигателя и устойчивую работу на малых оборотах. Оборванные пусковые тросы и испорченные прогулки – достаточные аргументы для выбора в пользу электроники.
Поделиться:

Фото: иллюстрация, shutterstock.com / Getty Images