Все микроорганизмы, содержащиеся в грудном молоке

5 декабря, 2014

Испанские и финские ученые идентифицировали все микроорганизмы, содержащиеся в грудном молоке.

Оказалось, что в процессе грудного вскармливания новорожденный получает вместе с молоком матери 700 различных видов бактерий.

Результаты работы группы исследователей из нескольких институтов Испании и Финляндии, проведенной под руководством Алекса Мира (Alex Mira) и Эрики Изолаури (Erika Isolauri), опубликованы в American Journal of Clinical Nutrition.

Исследование международной группы ученых началось в 2002 году, когда они начали отбирать беременных женщин для участия в эксперименте. В ходе работы исследователи учитывали индекс массы тела добровольцев, особенности родов (естественные или кесарево сечение), а также особенности грудного вскармливания. Женщины собирали образцы молозива и молока согласно инструкции до родов, в первые дни грудного вскармливания, спустя месяц и полгода с момента начала лактации.

Оказалось, что наибольшим разнообразием микрофлоры обладает молозиво — именно в нем ученые обнаружили более 700 видов бактерий. В молозиве преобладали микроорганизмы родов Streptococcus, Lactococcus,Leuconostoc, Weissella и Staphylococcus. В образцах грудного молока, собранных через один и шесть месяцев после начала лактации, превальировали обычно населяющие ротовую полость бактерии родов Veillonella,Leptotrichia и Prevotella. Таким образом, состав «молочного» микробиома постепенно меняется, сделали вывод ученые.

Также выяснилось, что бактериальная составляющая грудного молока зависит не только от периода лактации, но и от различных факторов, проявляющихся во время и после беременности. Так, разнообразие микробиома в грудном молоке, полученном от имеющих лишний вес или ожирение матерей было меньше, чем у женщин с нормальной массой тела. Это же соотношение осталось справедливым в отношении участниц исследования, рожавших при помощи кесарева сечения или же естественным путем.

Теперь международная группа ученых задалась целью выяснить, какую роль играют содержащиеся в грудном молоке бактерии — иммунную (способствуют развитию иммунной системы) или метаболическую (в процессе жизнедеятельности меняют состав молока). «Если бактерии грудного молока, идентифицированные в нашем исследовании, окажутся важными факторами развития иммунной системы, их добавление к смесям для искусственного вскармливания позволит снизить риск возникновения аллергии, астмы и аутоиммунных заболеваний», — цитирует одного из авторов работы Medical News Today.

Фото: иллюстрация, shutterstock.com / Getty Images