Отечественная керамическая плитка

6 ноября, 2014
Мы живем в мире стереотипов. И, кстати, не только мы, но и граждане других, более развитых стран. Стереотипы, навязываемые рекламой, позволяют покупателю быстро сориентироваться в море товаров. Выбирая чай в магазине, мы десять минут тратим только на то, чтобы прочитать названия на ценниках, но в конце концов чаще всего останавливаемся только на трех – «Майский», «Липтон» или «Пиквик». Об остальных мы ничего не слышали. Представьте, как тяжело было бы сделать покупку, видя перед собой бесконечный ряд ничего не говорящих названий. Вот они – муки выбора. В Америке, например, психотерапевты уже вовсю диагностируют у соотечественников новый психоз – «болезнь выбора».

Стереотипы формируются не только рекламой, но и фильмами, анекдотами, детскими книжками, рассказами знакомых. Усвоив всю эту информацию, мы точно знаем, что самое лучшее пиво – чешское, вино – французское, телевизоры – японские, а керамическая плитка – итальянская или испанская. Стереотипы предлагают нам готовое решение. Но готовое не значит правильное. У нас, кроме всего прочего, есть еще один большой «концептуально-идеологический» стереотип: все отечественные товары – однозначно плохого качества. В этом, возможно, есть доля правды, но это далеко не вся правда. Раньше отечественная одежда, обувь, бытовая техника, автомобили действительно не выдерживали никакого сравнения с импортной продукцией. Зато мы первыми запускали ракеты, перекрывали Енисей… И на такие мелочи, как детские платьишки или швейные машинки, сил уже не хватало…

И вот лет десять назад в страну широким потоком хлынул импорт. Но, увы, не самого лучшего качества. И стереотип сам собой начал развенчиваться. Мы как-то очень быстро наелись маслозаменителей и искусственной колбасы с запахом мяса. Первыми реабилитировали себя отечественные производители съестного. Постепенно за ними стали подтягиваться и остальные. Например, сегодня уже многие российские производители стройматериалов заработали вполне достойную репутацию. Мало того, сытая Европа выстроилась в очередь за нашим паркетом. Администрация пятизвездочного «Марриотт Грандъ Отеля» на Тверской гордится нашими, российскими окнами. И так далее… Примеров – много. Но сегодня попробуем попытаться развенчать стереотип об отсталости российская плитка.

Поверьте, у нас есть достойная отечественная плитка!
Плитка в стране советов

Для начала давайте вспомним, как обстояли дела с нашей советской плиткой лет тридцать-сорок назад. Вся одинаковая, размером строго 15 х 15 см, кривоватая, однотонная, мутновато-белого или грустно-голубого цвета. Увы, гордиться было особо нечем. Впрочем, всему этому есть объяснение.

В то время ежегодно строились сотни пятиэтажек. Новоселы въезжали в новые квартиры из бараков и подвалов. Красота отделочных материалов в такой ситуации, естественно, никого не волновала. А российские заводы тем временем штамповали однотипные керамические квадратики: строительной отрасли требовались миллионы квадратных метров плитки для только что построенных домов, школ, поликлиник, станций метро. Слово «дизайн» в то время мало что говорило непосвященным. Мнение потребителей и подавно никого не интересовало. Тем более что вся плитка, которая поступала в продажу, и так продавалась подчистую, вместе с боем и браком.

Но времена меняются. Сегодня уже смело можно сказать, что советский этап производства керамической плитки в России закончился.

А между тем в Европе, особенно в Италии, керамическая промышленность развивалась бурными темпами. Сотни керамических фабрик на маленьком пятачке Сассуоло, бешеная конкуренция, постоянное совершенствование технологии… Результат – итальянская керамическая плитка теперь известна во всем мире. Да и не только итальянская… Продукция многих западных производителей бурным разноцветным потоком хлынула на наш рынок. Но сейчас речь не об этом. Давайте поездим по нашим, российским, заводам и посмотрим, что они могут предложить покупателям.

Новейшая история

Сегодня российских производителей керамической плитки можно разделить на три группы.

Первая группа: заводы, которые работают по старинке. Руководство не имеет возможности, а иногда и не видит необходимости в модернизации производства. Выпускают дешевую плитку скучного дизайна и низкого качества. Основной потребитель – малобюджетное строительство.

Вторая группа: заводы, частично или полностью обновившие оборудование. Производят дешевую плитку среднего качества. На этих заводах стоят импортные линии, но часто нет полного ассортимента (например, могут выпускать только фоновую плитку без бордюров и декоров или не выпускают напольную). Работают чаще всего на отечественном сырье. Как правило, плитка имеет небогатую цветовую гамму и простенький дизайн, бывает, что из нее трудно сформировать единую коллекцию. К этой группе можно отнести завод «Катуар» в Подмосковье, Экспериментально-керамический завод в Подрезково, заводы в Екатеринбурге и Старом Осколе.

Третья группа: заводы, полностью работающие на современном оборудовании и имеющие полный цикл производства. Дизайн закупают в Италии или Испании, иногда там же приобретают красители. Плитка недорогая, хорошего качества, конкурентоспособная и практически ничем не отличается от итальянской.

Во всех магазинах, куда я обращалась, интересуясь хорошей отечественной плиткой, мне называли только дедовскую и орловскую. И добавляли: «Сначала мы возили плитку и других заводов, но потом отказались – не устроило качество». Возможно, кроме плитки «Керама» орловского завода «Велор» и дедовского «Сокол» к третьей группе можно отнести и других производителей, но мне о них, увы, ничего не известно. Может быть, они работают в удаленных регионах и их плитка просто «не доезжает» до столичного рынка? Вполне возможно.

Керамическая плитка «Керама», завод «Велор», город Орел

    отечественная керамическая плитка Керама

Так выглядит торговая марка «Керама»
на обратной стороне плитки

Завод основан в 1988 году как совместное российско-итальянское предприятие. Это производство полного цикла.

«Мы представляем не просто красивую плитку, а новое качество жизни, – говорят о своей продукции представители завода. – Мы начали с коллекций плитки для ванной комнаты, сейчас «выходим» в коридор и на кухню. В будущем планируем превратиться в предприятие, которое может предложить все для квартиры, офиса и общественных помещений».

Продукция завода адресована людям с устоявшимися вкусами, предпочитающим классический дизайн, а точнее – плитку «под камень». Все дизайны заказываются в одной из лучших дизайнерских студий Италии с учетом вкусов российских покупателей.

В коллекции завода, кроме напольной, темной и светлой настенной плитки, входят декор и несколько вариантов бордюров.

«Керама» имеет сеть филиалов в 12 городах России.

Керамическая плитка «Сокол», город Дедовск

    Облицовка фасада отеля Аврора-Люкс отечественной плиткой завода Сокол

Фасад отеля «Аврора-Люкс»
в Столешниковом переулке
облицован плиткой завода «Сокол»

Подмосковный завод «Сокол» известен в первую очередь напольной плиткой. Такая специализация была выбрана не случайно. Раньше наша керамическая промышленность выпускала только один вид напольной плитки – так называемую метлахскую – коричневые квадратики или шестиугольники. Других вариантов напольной плитки просто не существовало. А если на пол в многолюдных местах укладывали обычную глазурованную плитку, очень скоро глазурь стиралась вместе с рисунком. Поэтому остро назрела необходимость в производстве специальной напольной плитки.

И вот в 1995 году на заводе установили современное оборудование, в том числе и печи, позволяющие проводить высокотемпературный обжиг. Только в таких печах можно получить очень прочную напольную плитку. Сейчас некоторые виды напольной плитки выпускаются с набором бордюров.

В начале этого года на заводе была введена в строй линия по выпуску настенной плитки, из которой уже сегодня можно формировать коллекции. Для настенной плитки завод выпускает большое количество разнообразных бордюров. Дизайны привозятся из Испании, в них вносят изменения в соответствии со вкусами нашего потребителя.

На заводе работает творческая мастерская, художники которой делают плитку на заказ. Именно такой плиткой облицованы фасады гостиниц «Марриотт Грандъ Отель», «Аврора-Люкс» и «Тверская», здание Тюменской Нефтяной Компании.

Факты и аргументы

Что нам с вами важно прежде всего, когда мы выбираем керамическую плитку? Чтобы она была красивая, ровная и не очень дорогая. Так вот, это про нее – отечественную плитку из нашей третьей группы.

Красивая

Мы спросили у специалистов-плиточников, что они вкладывают в понятие «красота». По их единому мнению, это: точный размер плитки, качество рисунка, дизайн, наличие декоров.

Размер. Думаю, плитка размером 15 х 15 см еще долго будет вызывать у нас «аллергию», причем независимо от того, отечественная она или импортная. Поэтому сегодня большинство покупателей отдают предпочтение прямоугольной, а не квадратной плитке. Это понимают практически все производители и стараются выпускать настенную плитку размером 33 х 20 см, 20 х 30 см и т. п.

    Рисунок на старой отечественной плитке

Именно такой крупнозернистый рисунок
мы видели на старой советской плитке

Рисунок. Рисунок на плитке может быть каким угодно – это дело вкуса. Но есть один безусловный критерий качества плитки: чем меньше на ней точек, видимых невооруженным глазом, тем она лучше. Откуда берутся точки? Точечный рисунок – результат нанесения узора на плитку методом шелкографии. Шелкография – способ трафаретной печати, а само слово переводится на русский язык как «рисую через шелк». В качестве трафарета используются капроновые сетки, натянутые на рамы. На сетку наносят слой фотоэмульсии, кладут негатив и засвечивают.

Чем крупнее ячейки капроновой сетки, тем крупнее «зерна» рисунка. Раньше использовались крупноячеистые сетки: не было красителей тонкого помола, и сетка с мелкими ячейками моментально забивалась бы. Сейчас применяются красители тонкого помола и современные (обычно импортные) сетки с мелкими ячейками. Сетки размером в десятые доли миллиметра используются для производства напольной плитки, когда нужно нанести толстый слой красителя. А сетки в сотые доли служат для нанесения золота на декоры и бордюры.

Дизайн. Чтобы опровергнуть заблуждение о немодных и унылых рисунках нашей плитки, сообщаю: все рисунки (иначе их называют дизайны) наши передовые заводы закупают сегодня на фабриках Италии и Испании.

    Отечественная напольная плитка Керама. Коллекция Фламенко

«Фламенко» – одна из последних коллекций
напольной плитки «Керама»

Кстати, в этих странах керамическое производство имеет определенную специализацию. Например, есть фабрики, которые занимаются только бордюрами, причем делают даже не сами бордюры, а только наносят рисунок на керамические заготовки. Есть фабрики, которые не занимаются непосредственно производством плитки, а только разрабатывают дизайн и продают его производителям. К слову, дизайны именно этих фабрик покупают испанские, итальянские и наши керамисты. Вот почему ошибаются те, кто считает, что дизайн нашей плитки уступает итальянскому.

Декоративные элементы. Приведу такое сравнение: помните, как иной раз обычная, невыразительная ткань в руках умелого портного превращается в элегантный стильный костюм? То же самое можно сказать и о керамической плитке. Правильно подобранный бордюр в сочетании с декоративной вставкой – и стена преобразилась.

Чаще всего именно этих декоративных элементов нам раньше и не хватало. Но и бордюр бордюру рознь. Можно сделать его, просто нашлепав рисунок, а можно создать рельефный объемный узор с люстром (переводится с французского как «блеск») или золотом.

Так вот, именно такие бордюры делают на заводах третьей группы. На бордюр насыпают граниль – стеклянную крошку, похожую на сахарный песок, отправляют в печь, и получается выпуклый, объемный рисунок. Для нанесения золотого рисунка используется специальная краска, в которой на самом деле есть доля настоящего золота, а люстр придает поверхности перламутровый или металлический отблеск.
 
Поделиться:

Фото: иллюстрация, shutterstock.com / Getty Images