Интеллектуальное производство

26 сентября, 2014
В области интеллектуального производства все иначе. Во-первых, принципиально отличается сам продукт производства. И это принципиальное отличие даже не в том, что он физически нематериален. Результаты интеллектуальной работы все равно необходимо как-то материально зафиксировать. Например, — в виде чертежей, планов, текстов, образов и т.д. Принципиальное отличие интеллектуального продукта от материального в том, что для последнего результат производства предопределен, а для первого нет. Более того. От того, насколько оригинальным получится результат, в значительной степени будет определяться ценность нового интеллектуального продукта. Отсюда следует, что интеллектуальное производство построить по принципу ленточного конвейера. Ведь ничего нового на конвейере по определению произвести нельзя. Для деятельных коммуникаций при интеллектуальном производстве нужна принципиально иная среда. Также нужен и иной способ организации работ, поскольку иерархический способ для интеллектуального производства не подходит. Дело в том, что при увеличении числа иерархических уровней падает КПД совместной работы и ее креативный потенциал. Падение КПД объясняется следующим. Объектами деятельных коммуникаций при материальном производстве являются материальные объекты. Например: в процессе первой коммуникации я получил по конвейеру автомобильную дверь, в процессе работы вставил в нее стекло и в процессе второй коммуникации передал дверь следующему работнику на конвейере для установки замка. При интеллектуальном производстве объекты деятельных коммуникаций информационные. А для работы с такими объектами в большинстве случаев необходимо понимание содержащейся в них информации. И если при передаче работнику на конвейере автомобильной двери невозможно получение им, скажем, 50% этой двери, то при передаче информации такое весьма вероятно. Понимание одной и той же информации у двух людей не бывает стопроцентно одинаковым. Вследствие этого при коммуникации между двумя людьми КПД передачи зачастую получается не более 50%. Ну а при многократной передаче информации по иерархическим уровням получается тот еще «испорченный телефон». Вдобавок при передаче информации по многим иерархическим уровням практически невозможно передавать так называемые неявные знания, не записанные в документах и находящиеся в головах людей в привязке к их контексту и опыту. Обе названные причины ведут к снижению КПД коллективной интеллектуальной работы. Это снижение с ростом числа участников может быть катастрофическим. Не зря существует прибаутка, что интеллектуальный уровень группы обычно не превышает интеллектуального уровня самого глупого из участников. Снижение креативного потенциала при иерархической организации процесса интеллектуального производства объясняется совсем просто. Иерархический менеджмент строится на четкой регламентации требований менеджера каждого из уровней к планируемым результатам работы его подчиненных (план, факт, KPI и т.д.). Иначе нельзя. Ведь задача не только (а зачастую и не сколько) получить информацию и дать соответствующую команду подчиненным, а выполнить команду своего менеджера и отчитаться перед ним о ее выполнении. Какой уж тут креатив?!


Поделиться:

Фото: иллюстрация, shutterstock.com / Getty Images