Автомобили на дорогах страны

19 сентября, 2014

В июле 2014 года исполняется 20 лет с начала серийного производства автомобиля «Газель». За эти годы выпущено более 2 миллионов машин. С начала продаж и по сегодняшний день «Газель» является безусловным лидером в своём классе, удерживая около 50% рынка лёгких коммерческих автомобилей. В октябре 2013 года крупнейшее в мире бренд-консалтинговое агентство Interbrand признало «Газель» самым сильным российским автомобильным брендом, оценив его в 32,3 млрд рублей. В этом году новое поколение автомобилей «Газель» получило европейский сертификат, который позволяет продавать их во всех странах Европейского Союза и подтверждает соответствие самым жестким международным требованиям надежности и безопасности. За прошедшие 20 лет автомобиль прошёл два серьёзных этапа модернизации и одну смену поколений. При этом в ходе любых изменений неизменными оставались лучшие черты бренда «Газель» — практичность, функциональность, существенный ценовой отрыв от конкурентов, лучшая стоимость владения в своем классе, надёжная рамная конструкция, приспособленная к интенсивной эксплуатации в различных географических условиях. Машина стала настолько популярной, что именем «Газель» сегодня часто называют не только сам автомобиль, но и весь класс коммерческих грузовиков полной массой до 3,5 тонн. Самой быстрорастущей моделью на рынке коммерческого транспорта сегодня является автомобиль нового поколения – «Газель Некст», серийное производство которой началось в апреле 2013 года. Новая модель быстро завоевала доверие и уважение профессионалов: две самые престижные российские автомобильные премии: «Лучший коммерческий автомобиль года в России — 2013» и «ТОП 5 Авто — 2014» были присуждены «Газели Некст». Сегодня Горьковский автозавод выпускает две линейки семейства «Газель» — автомобили «Газель Бизнес» и «Газель Некст», которые представляют полный спектр легких коммерческих автомобилей для грузовых и пассажирских перевозок, для нужд малого и среднего бизнеса, строительства и коммунального хозяйства, фермерских хозяйств, силовых структур, медицинских, образовательных, социальных учреждений страны. Со времён первой «полуторки» ГАЗ-АА, производство которой было запущено в 1932 году, в СССР не выпускалось автомобилей грузоподъёмностью 1,5 тонны. Несмотря на то, что потребность в таких машинах в экономике страны ощущалось достаточно остро, неповоротливость советской плановой экономики не позволила за почти 60 лет создать маневренный и экономичный автомобиль такого класса. Перевозки грузов даже небольшого объёма осуществлялись на среднетоннажных грузовиках, что вело к высоким транспортным и топливным издержкам. В конце 1980-х годов, вскоре после начала перестройки и переориентации на рыночную экономику, потребность в небольших грузовиках стала особенно очевидной. Государственные и плановые учреждения СССР рассматривали в качестве базового предприятия для разработки и освоения такой машины сразу несколько заводов. Однако только Горьковский автозавод с его огромным производственным и конструкторским потенциалом смог в этот непростой для истории страны период освоить выпуск новой модели. Практичные и недорогие, эти автомобили не имели аналогов в России и позволили обновить транспортный парк страны на этапе перехода к рыночной экономике. «Газель» не только вывезла сам Горьковский автозавод в кризисные 1990-е годы, но и дала мощный импульс развитию отечественного малого и среднего бизнеса, позволила решить проблему городских пассажироперевозок, обновить парки медицинских учреждений. В крупных и малых городах, в мегаполисах и в сельских поселениях, на федеральных трассах и на бездорожье – по всей России и в странах СНГ «Газель» стала универсальной машиной для бизнеса, здравоохранения, коммунального хозяйства, городских и социальных пассажироперевозок. В 1988 году ГАЗ приступил к разработке собственной концепции «полуторки». Три первых образца и комплект конструкторской документации были готовы в 1992 году. Дебют предсерийной линейки «Газелей» состоялся в августе 1993 года на Московском международном Мотор-шоу, проходившем на ВВЦ. Массовое производство было освоено в рекордно короткие сроки: уже 20 июля 1994 года с конвейера Горьковского автозавода сошла первая «Газель» — бортовой грузовик ГАЗ-3302.

Главным разработчиком ГАЗ-3302 был ведущий конструктор грузовых автомобилей В. Л. Четвериков (в настоящее время генеральный директор Объединенного инженерного центра «Группы ГАЗ»), дизайн разработан С. В. Волковым, В. И. Фузеевым. Удачное название — «Газель» — предложил В.Н. Носаков, в то время заместитель главного конструктора ОАО «ГАЗ». Огромный вклад в создание машины внес Главный конструктор ГАЗа Ю. В. Кудрявцев. Оптимальная грузоподъёмность (1,5 тонны), исключительная маневренность, которая имеет большое значение в городских условиях, надёжная рамная конструкция, возможность разнообразной планировки салона и установки огромного количества надстроек, оптимальная цена и быстрая окупаемость – слагаемые рекордного успеха автомобилей. По мере изменения спроса со стороны потребителей автомобиль менялся, появлялись новые модели и модификации. В июне 1995 года был собран первый полноприводный автомобиль ГАЗ-33027, в декабре – цельнометаллический фургон ГАЗ-2705, в 1996 году начался выпуск микроавтобусов. В 1998 году на базе «Газели» создается новое семейство малотоннажных автомобилей «Соболь» грузоподъемностью до одной тонны. В 2002 году был модернизирован интерьер и внешний вид автомобилей, изменена компоновка подкапотного пространства, поставлена принципиально новая светотехника. Важным этапом обновления семейства стал выпуск в 2010 году модернизированной «Газели Бизнес». В автомобиль было внесено более 200 конструкторских и технологических изменений. Самые важные из них коснулись системы управления, тормозов, подвески. Широкое применение компонентов от ведущих мировых производителей позволило увеличить ресурс и предложить покупателям более выгодные условия гарантии. Новинка оказалась настолько популярной, что всего за полгода стала бестселлером на российском рынке коммерческой техники. Продажи ГАЗа в 2010 году выросли в 1,5 раза быстрее рынка. Также в 2010 году на автомобили начали устанавливаться дизельные и газобензиновые двигатели.

Поделиться:

Фото: иллюстрация, shutterstock.com / Getty Images